Menu

Спор за нижнюю и верхнюю полку в поезде

Спор за нижнюю и верхнюю полку в поезде — обычное дело, когда с одной стороны выступает престарелый человек, женщина с ребенком или инвалид, а с другой — здоровая женщина или мужчина. В такой ситуации многие рассчитывают на человеческие качества и готовность пассажира пойти навстречу и поменяться полками. Но как быть, когда человек не соглашается на обмен? Что по этому поводу говорит законодательство? Рассмотрим эти моменты предметно.

Общие положения

В России поезда по праву занимают лидирующие позиции среди всех видов транспорта. Их особенность заключается в доступной стоимости билетов и возможности добраться в любую точку, благодаря разветвленности железной дороги. Но из-за большой территории гражданам России часто приходится находиться в поезде более 1-2 суток. В такой ситуации немаловажную роль играет вопрос комфорта. Люди начинают спорить в отношении верхней и нижней полки.

В качестве претендентов на более комфортное место выступают:

    Женщины или мужчины с ребенком до 4-5 лет.
    Престарелые лица от 50-55 лет.
    Граждане с инвалидностью и так далее.

Логично предположить, что купленный билет гарантирует пассажиру нахождение на конкретном месте. К примеру, гражданин приобрел билет на нижнюю полку, поэтому его место законно и никто не может его отобрать.

Но как действовать, если упомянутые лица попросили или даже потребовали уступить?

Реальные случаи

Выделяется две ситуации, которые возникают между претендентами на верхнюю и нижнюю полки:

Молодой гражданин едет на нижней полке, а над ним или на верхней полке по диагонали лежит пенсионер. Как только поезд начинает движение, престарелый пассажир просит уступить место снизу, ведь ему тяжело постоянно слезать и забираться наверх. Гражданин на нижней полке отказывается, объясняя свою позицию наличием соответствующего билета с номером места. Следовательно, уступать место он не должен. Пенсионер начинает ругаться и доказывать, что по законодательству ему нужно уступить. К спору привлекается проводник или  руководство поезда с требованием решить конфликтную ситуацию.

При наличии свободных мест молодой пассажир может войти в ситуацию и уступить место снизу. Но здесь возникает другой вопрос. Почему человек, запрашивающий место на нижней полке, сразу не взял  необходимый билет. Одно из объяснений заключается в том, что стоимость проездного документа на месте сверху, в первую очередь в купе, меньше. Цель пассажира в этом случае ясна. Сначала он экономит на билете, а потом давит на жалость человека на нижней полке.

Человек сверху просит на некоторое время уступить место возле столика, чтобы перекусить. Гражданин снизу идет на уступки и предоставляет необходимое пространство. Но пассажир с верхней полки не думает возвращаться на место, продолжая занимать полку соседа снизу.  Он мотивирует решение тем, что в дневное время вправе сидеть снизу и лишь на ночь перемещаться на свое место. В результате пассажир, находящийся на нижней полке, не может нормально разместиться на своем месте в течение всего дня. К примеру, у него не получается лечь. Такие случаи происходят постоянно.

Доскональное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. У нас на сайте вы можете бесплатно получить максимально подробную консультацию по вашему вопросу от наших юристов через онлайн форму или по телефонам в Москве (+7-499-350-97-04) и Санкт-Петербурге (+7-812-309-87-91).

Что говорит законодательство

В такой ситуации нужно рассмотреть, что говорит закон. Для решения спорного вопроса рекомендуется поднять Приказ Министерства транспорта под номером 473, утвержденный еще 19 декабря 2013 года. В нем прописаны правила перевозки пассажиров и багажа.

В указанном документе в пункте 51 прописывается, что каждый пассажир при наличии соответствующего документа (билета) должен занимать свое место. Это касается любых поездов — пригородных или дальнего следования. Здесь же прописывается, что проезд иных лиц, которые не оплатили билет на определенном месте, не разрешен.

Отдельное внимание уделяется вопросу багажа, ведь столкновения по такому вопросу также возникают с завидной периодичностью. К примеру, человек с верхней полки может обратиться к гражданину снизу и попросить поставить вещи под его сиденье. По приказу под номером 112 преимущество в размещении багажа под нижней полкой имеет человек, который купил на него билет. Что касается верхнего пассажира, для него предусмотрена специальная (третья) полка.

Из сказанного выше напрашивается вывод, что приоритетное право на нижнюю полку имеет тот человек, который купил на нее билет.  Это касается его лично и перевозимого багажа.

Итоги

По закону гражданин, находящийся на полке снизу, вправе не уступать место другому человеку. Более того, он может отказать ему даже в дневное время. Но ведь существует человеческий фактор. Какой смысл конфликтовать, если можно на время уступить место, ведь человек не всегда имеет возможность приобрести билет на полку снизу. Что касается обмена, здесь нужно исходить из собственных предпочтений и человеческих качеств.

Источник: law03.ru

Добавить комментарий