Menu

Запрет взыскания долгов с пенсий и пособий гарантирует неприкосновенность соцподдержки россиян

Подписанный Путиным закон о запрете взыскания долгов с пенсий и пособий существенно улучшит финансовую и социальную защищенность россиян. Об этом ФБА «Экономика сегодня» рассказал финансовый аналитик компании «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин.

«Подписанный закон о запрете взыскания долгов с социальных выплат сам по себе лишь совершенствует систему финансовой защиты россиян, Некоторые категории выплат, запрещенных к взысканиям за долги, указывались в законодательстве и раньше – к примеру, компенсации за причиненный вред имуществу или здоровью. Однако подписанный Путиным нормативный акт помогает наладить более эффективную работу уже имеющейся базы.

Ведь исполнительный орган не знает, что за деньги лежат на счету у должника – приставу важно зафиксировать наличие средств и снять указанные судом суммы в пользу кредитора. И даже если на счету пенсионные выплаты, никто не разбирался в этих нюансах. В итоге ущемлялись интересы граждан. Новый механизм прописывает особую маркировку доходов, которая разграничит средства на счету на те, что можно изымать, и не подлежащие списанию», — отмечает специалист.

Президент России Владимир Путин подписал закон о запрете взыскания долгов с социальных выплат. Поправки вступают в силу с 1 июня 2020 года. Документ подразумевает: взыскание на денежные средства должников не может быть обращено на средства, полученные в качестве возмещения причиненного вреда здоровью, различные компенсационные и единовременные выплаты, пенсии, социальные пособия, в том числе на детей, средства материнского капитала и так далее. Документ опубликован на официальном портале правовой информации.

«Не случайно вступление в силу нового закона отложили на полтора года – для этого нужно создать определенные условия. В настоящий момент пока не понятно, как приставы будут разграничивать суммы. К примеру, у должника на счету 10 тысяч рублей, 5 из которых получены в виде пособия, вторая половина – выигрыш в лотерею. Если должник потратил пять тысяч на свои нужды, возникнут нюансы – средства будут маркироваться определенным кодом при поступлении, но не при списании.

В любом случае Банку России придется выпустить некую инструкцию, а возможно, и инициировать принятие подзаконных актов. Все это не быстрые процедуры, а нюансов для проработки достаточно много. Впрочем, законодатель отвел на эти вопросы достаточно много времени. Банкам и работодателям параллельно тоже придется привыкать работать по новым правилам», — подчеркивает аналитик.

Банковские процедуры

Судебному приставу-исполнителю изначально не известны источники денежных средств на банковском счету должника и их назначение. Авторы законопроекта изначально учли, что в процессе принудительного исполнения судебных актов неизбежно возникнут ситуации, когда на деньги нельзя наложить взыскание. Закон устанавливает, что банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов, исполняют требования о взыскании или об аресте денег по исполнительному документу с учетом нового запрета.

Отныне работодатели обязаны указывать в расчетных банковских документах соответствующий код вида дохода — порядок еще предстоит разработать Центробанку. Также взысканию не подлежат средства, «выделенные пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, в качестве единовременной материальной помощи в связи с утратой имущества первой необходимости или в качестве единовременного пособия членам семей граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации».

«Государство этим законом предотвращает негативные социальные последствия для россиян. Руководство страны не заинтересовано в том, чтобы у населения социальные выплаты отнималось за долги. Оно заинтересовано, чтобы в стране была низкая безработица, граждане получали доход не ниже прожиточного минимума. это основы социальной защищенности и гарантий. Кроме того, государство гарантирует адресность и целевое назначение этой помощи.

При этом как банкам, так и работодателям придется пойти на определенные издержки – новые требования заставят пересмотреть некоторые административные процессы, в некоторых случаях – доработать бухгалтерское программное обеспечение и нормы отчетности. Однако эти траты не будут критичными или даже существенными в сравнении с общественным благом, которое несет новый закон.

И едва ли нововведение толкнет банки на лоббирование поправок для смягчения требований – с точки зрения интересов государства в данном случае проще немного изменить свои административные процессы. Так что полноценное вступление закона в силу вряд ли будет отложено», — заключает Тимур Нигматуллин.

Автор:
Максим Бут

Источник: rueconomics.ru

Добавить комментарий