Menu

Успехи России и Китая заставили ЕС изменить свою политику по Арктике

Арктика постепенно выходит на первое место в политической повестке Европейского Союза. В Брюсселе ощущается необходимость обеспечить стабильную роль ЕС в Арктике и расширить доступ к арктической нефти, газу, минералам, рыбным ресурсам и судоходным маршрутам. Об этом пишет arctictoday.com в материале, перевод которого представлен ниже.   

«Во время своего визита в Копенгаген на прошлой неделе Яри Вилен, старший советник по арктической политике в Центре политической стратегии Европы, аналитическом центре при Европейской комиссии, поделился со мной последними новостями в этой области.

На протяжении последних лет ЕС играет все большую, хотя и несколько раздробленную роль в Арктике. Швеция и Финляндия, члены ЕС, имеют в Арктике обширные территории, на которые распространяется законодательство ЕС. Королевство Дания состоит из Дании, которая является членом ЕС, и Фарерских островов и Гренландии, которые не являются частью ЕС. (Великобритания, кстати, будет не первой территорией, покинувшей ЕС. Гренландия входила в ЕС с 1979 года, но отказалась от членства в 1985 году). Однако экономические связи с ЕС и ряд международных соглашений с участием ЕС оказывают значительное влияние на Фарерские острова и Гренландию. Две страны, не входящие ЕС, Норвегия и Исландия, являются членами Арктического совета и входят в Европейскую экономическую зону и, как следствие, являются частью внутреннего рынка Европейского Союза и его таможенного режима. ЕС остается важным импортером арктической рыбы, креветок, минералов и газа, а также главным спонсором арктических научных программ.

Но в последнее время ЕС проявляет повышенный интерес к региону, говорит Вилен.

Председатель Комиссии ЕС Жан-Клод Юнкер лично выдвинул тему Арктики на первый план, поручив Вилену, который родился в арктической части Финляндии, разработать документ по приоритетам ЕС в Арктике.

“Важность арктической политики связана с изменением геополитической обстановки в Арктике, — говорит Вилен. – Положение Арктики сегодня изменилось из-за возросшего интереса к ней Китая, России и Америки, а также из-за потребностей и спроса на природные ресурсы, газ, нефть, полезные ископаемые и рыбные запасы. Арктика изменилась, но европейская позиция по поводу нашей роли в ней останется прежней. Я хочу сказать, что Европейский Союз должен быть готов взять на себя ведущую роль в Арктике, потому что, если мы этого не сделаем, это сделает кто-то другой”.

“Роль Китая в Арктике чрезвычайно интересна и ее нельзя игнорировать. Глобальная расстановка сил заставляет ЕС быть более активным в Арктике, поэтому нам нужна более последовательная и всеобъемлющая политика для Арктики», — добавил Вилен, говоря  том, чего уже успели добиться в этом регионе РФ и Поднебесная.

Это напомнило мне слова Андреаса Распотника из его книги 2018 года “Европейский Союз и геополитика Арктики”.

“Поскольку изменение климата приводит к новой геостратегической динамике в регионе, Арктика воспринимается как соседний регион с формирующейся нестабильностью и отсутствием безопасности — непредсказуемостью, которая может нарушить стабильность Европы. Кроме того, хотя последствия изменения климата особенно очевидны в Арктике, его причины в основном носят внешний характер и, следовательно, требуют решений извне. Поэтому европейское вмешательство неизбежно”, — писал Распотник.

После нескольких лет подготовки в 2016 году Европейская комиссия и верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности приняли первую всеобъемлющую арктическую стратегию Европейского Союза под названием «Комплексная Арктическая политика”, имеющую обязательную юридическую силу для всех 28 государств-членов.

Такие документы, как правило, не пересматривают раньше, чем через четыре-пять лет, но Юнкер, очевидно, посчитал нужным обновить ее в ближайшее время.

Новый документ не будет иметь обязательной юридической силы для государств-членов и не изменит политику, принятую в 2016 году, но, как объяснил Вилен, вероятно, усилит фокус, приоритеты и общее внимание к Арктике.

Стремление обеспечить доступ Европы к нефти, газу, минералам, рыбным запасам, судоходным путям и другим арктическим ресурсам будет основополагающим принципом нового документа, говорит Вилен.

“Арктические ресурсы будут нужны Европейскому союзу еще очень долгое время, поэтому наша арктическая политика должна быть направлена на устойчивое развитие. Нам нужна нефть, нам нужен газ, но Арктика — чрезвычайно ценный регион, поэтому все, что там делается, должно быть сделано с использованием наилучших доступных технологий и с учетом хрупкости арктической природы», — сказал он.

Традиционно ЕС не участвует в вопросах безопасности в Арктике, и Вилен не намерен менять этот подход. ЕС не отменяет экономические санкции против России, но, как и арктические государства и Арктический совет, по-прежнему дорожит своим диалогом с Россией по Арктике; это важно ввиду отсутствия диалога в других сферах. Россия по-прежнему не дает ЕС получить статус официального наблюдателя в Арктическом совете, но Вилен не придает этому большого значения:

“На практике это никак не повлияло на деятельность Европейского Союза. Мы продолжаем работать как де-факто наблюдатель в рабочих группах Арктического совета, и много существенной информации, а также финансирования, поступает именно от Европейской комиссии. Так что, мы в деле. Де-юре статуса нет, но де-факто он есть», — заключил Вилен».

Автор:
Мартин Бреум

Источник: rueconomics.ru

Добавить комментарий