Menu

«Выковыривают изюм из булки»: разрыв соглашений по СНГ принесет Украине огромные убытки

Стремление Украины отказаться от ряда экономических соглашений с СНГ показное, но рано или поздно Киеву все же придется делать решающий выбор. Об этом ФБА «Экономика сегодня» рассказал заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин.

«Сейчас украинские власти демонстративно отказываются от отдельных соглашений, заключенных в рамках СНГ – это напоминает выковыривание изюма из булки, и далеко не факт, что Киеву позволят это делать. Одни соглашения страна аннулирует, другие сохраняет и пролонгирует – это не нормально в рамках соглашения об альянсе. Кроме того, многие соглашения – достаточно чувствительные – заключались на коллективной основе. Выход из них означает разрыв не только с Россией, но и с остальными странами СНГ.

Пример достаточно прост – базовым соглашением в СНГ является договоренность об отсутствии виз. Если Украина выйдет из него, то получит огромные проблемы не только с визовым режимом с РФ, но и с Белоруссией, Казахстаном и остальными странами Содружества. И таких серьезных договоренностей, в том числе в торговле, очень много. Выход из них просто изолирует украинскую сторону от остальных партнеров», — отмечает аналитик.

Первый вице-премьер Украины, глава Минэкономразвития Степан Кубив объявил: правительство рекомендовало прекратить действие соглашений по экономике с СНГ — список передан в МИД страны. «Мы проанализировали международные экономические соглашения, заключенные Украиной в рамках СНГ, и передали перечень в МИД с рекомендациями прекратить их действие для Украины», — сказал чиновник. Чуть ранее Киев принял решение о выходе Соглашения о развитии выставочно-ярмарочной деятельности в СНГ, которое действует с апреля 1996 года. В МЭРТ заявили, что документ «признан устаревшим в целом и не соответствующим современному состоянию торгово-экономических отношений между странами-участницами СНГ».

«Нужно понимать, что в рамках СНГ заключено очень много соглашений, но работают из них лишь порядка 10%. Киев сейчас демонстративно заявляет о разрыве договоренностей, которые итак не работают, а может. и никогда не работали. Подавляющее большинство договоров заключались в первой половине 1990-х, и принимались «сырыми». А уж к нынешним реалиям они и вовсе не подходят.

При этом украинские власти надеются повторить прецедент Грузии, которой в свое время в СНГ пошли навстречу. Ей разрешили юридически выйти из организации, но оставить в действии заключенные в рамках Содружества договоренности. Это был чисто политический ход — Тбилиси удалось упросить страны СНГ во избежание огромных убытков пролонгировать многосторонние соглашения. Не уверен, что Украине это позволят – в случае, если терпение у стран-участниц СНГ лопнет, она окажется перед нелегким выбором», — подчеркивает эксперт.

Дилемма выбора

Весной 2018 года руководство Украины завило, что страна решила прекратить участие в СНГ. Украина де-юре не является государством-членом содружества, так как не ратифицировала устав СНГ, но имеет статус государства-основателя и участника. Впервые после переворота о намерении покинуть альянс Киев заявил еще в марте 2014-го, обосновав это тем, что в Содружестве ключевую роль играет Россия. Кабмин Украины поручил МИД проинформировать Исполнительный комитет СНГ о прекращении действия этого соглашения.

В августе 2018 года представительство Украины при уставных органах СНГ было закрыто, контакты осуществляются через украинское посольство в Минске. При этом с СНГ у страны «победившего достоинства» до сих пор сохраняются тесные связи, измеряемые многими миллиардами долларов. Весной 2018 года польские эксперты проанализировали последствия реального выхода Украины из СНГ и пришли к выводу, что это обернется для страны многомиллиардными убытками, а потому Киев на фоне громкой политической риторики попытается связи сохранить.

«Если Украина выйдет из СНГ, ей придется заключать на двусторонней основе все договоренности, которыми она сейчас пользуется в рамках содружества. То есть с каждой страной-партнером принимать и ратифицировать огромный пакет соглашений – а это не так просто. К примеру, договориться о безвизе с Россией в нынешних условиях будет очень трудно, равно как и с Белоруссией, учитывая союзнические отношения Москвы и Минска. То же и с торговыми договоренностями.

Для Киева выход из СНГ чреват немыслимыми потерями. И при этом совершенно непонятно, кому и что Киев своими демаршами доказывает – по всем признакам, США совершенно все равно, останется Украина в Содружестве или нет. То есть в первую очередь украинская власть ищет проблем для своей страны и населения, преференции же от этого либо призрачны, либо отсутствуют вовсе. Сейчас Киев демонстративно рвет «пустые» соглашения, но рано или поздно дело дойдет до фундаментальных – и тогда все же придется делать окончательный выбор. Выковыривать изюм из булки бесконечно не получится.

При этом Россия сейчас не давит на партнеров по СНГ, ОДКБ и ЕАЭС из-за поведения Украины, которое противоречит логике и рациональности. Хотя Москва вполне может предъявить определенные требования партнерам – Украина не раз саботировала работу в рамках того же СНГ. Думаю, сейчас все зависит от того, кто станет президентом этой страны по итогам мартовских выборов. Если Киев продолжит двигаться в рамках политической парадигмы последних лет, Россия рано или поздно поставит его перед выбором – остаться или окончательно уйти. То есть желание Киева играть в политику принесет Украине колоссальные убытки. Такой выбор для страны будет очень чувствительным», — заключает Владимир Жарихин.

Автор:
Максим Бут

Источник: rueconomics.ru

Ещё новости

Добавить комментарий