Menu

«Обман» Киева Европой связан с нежеланием Брюсселя зависеть от изношенной украинской ГТС

Заинтересованность ЕС в украинском транзите связана с надежностью ГТС, а гарантировать ее Киев не может. При этом, заявляя о поддержке транзита, европейцы не рискуют — транзит сохранится, вопрос только в объемах. Об этом сказал эксперт Александр Фролов.

Озабоченность Франции и Германии возможной потери Украиной транзита российского газа на самом деле мнимая, Париж и Берлин говорят одно, а делают другое. Об этом заявил депутат Верховной рады Евгений Мураев.

«Проблема Украины — это проблема Украины, у нас нет ни одного партнера в решении наших проблем. Так называемая «озабоченность» Меркель, Макрона по поводу транзита через Украину — всего лишь заявления, которые разбиваются об интересы Европы, с точки зрения обеспечения ее газом. Со времен Юлии Владимировны (Тимошенко) были две газовые войны, в результате которых Европа стояла на пороге недопоставки и замерзания. Скажите, как они воспринимают Украину как транзитную страну? Как ненадежного поставщика! Поэтому в их интересах обходные газопроводы, потому что это сто процентов обеспечивает их потребности и бесперебойную поставку газа на территорию Европейского союза», — сказал Мураев.

Он напомнил, что Россия, в отличие от Украины, располагает альтернативными вариантами поставок газа в Европу. 

Никому не нужны проблемы

Разумеется, на Украине есть те, кто способен адекватно оценивать сложившееся положение с транзитом, говорит заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов, комментируя заявления Мураева: «Но надо учитывать, что на Украине огромное значение в политической жизни играет элемент шоу, важны громкие слова».

Что до европейцев, они действительно обеспокоены перспективами поставок газа через Украину — в том смысле, что понимают риски, которые с этим связаны. Именно поэтому европейцы — одни из самых активных инициаторов трехсторонних консультаций по транзиту газа. Никто в Брюсселе не хочет повторения ситуации 2009 года, когда часть стран ЕС испытала проблемы с поставками газа, отметил эксперт.

«Те же Германия, Франция понимают риски транзита, учитывают тяжелую ситуацию, связанную с техническим состоянием украинской газотранспортной системы. Часть этой ГТС построена более сорока лет назад, и последние 28 лет Украина не вкладывала средства в ее модернизацию. ГТС неминуемо стареет, и неминуемо начнет выходить из строя, потому что невозможно работать нормально, когда в систему вкладывается малая часть того, что туда нужно вкладывать», — сказал Фролов.

Денег нет

Понимая это, европейские страны и участвуют в «Северном потоке-2», а озабоченность транзитом через Украину — не более чем политическая игра этих стран. Заявляя, что транзит должен сохраниться, европейцы ничем не рискуют — транзит действительно будет сохранен, вопрос лишь в объемах. А ненадежность Украины, о которой говорит Мураев, очевидна, и вызвана она именно недовложениями в ГТС — никто в Европе, понятное дело, не хочет зависеть от технического состояния этой системы.

«Чтобы привести ГТС в адекватное состояние, Киев должен найти примерно 10 миллиардов долларов на модернизацию, и сделать так, чтобы эти миллиарды не были разворованы. Требуется переложить трубы, поставить новую технику. Кстати, последняя попытка спасти ситуацию предпринималась при Януковиче в 2011 году — тогда властями было заказано исследование у одной из западной компании, чтобы понять, сколько нужно денег для приведения ГТС в нормальное состояние», — сказал эксперт, отметив, что озвученные цифры Киев потянуть не смог. 

Кстати, окончательный пересмотр транзитных отношений России и Украины завершится после запуска двух ниток газопровода «Турецкий поток». Какранее говорил ФБА «Экономика сегодня» преподаватель финансового университета РФ Станислав Митрахович, первая нитка заберет у Украины 15,75 млрд кубометров газа, они пойдут напрямую в Турцию. Вторые 15,75 млрд кубометров газа предназначены для стран Юго-Восточной Европы, на полную мощность эта нитка должна заработать уже к 2022 году.

Автор:
Игорь Скрыпач

Источник: rueconomics.ru

Добавить комментарий